Пошагово: как зарегистрировать ИП

Сделать это просто, но даже здесь есть минимум шесть способов

Содержание

Главное, с чем нужно определиться перед регистрацией, — подходит ли ИП для будущего бизнеса. Предприниматели, например, не могут продавать крепкий алкоголь или страховать. Эти виды бизнеса доступны только компаниям.

Шаг 1. Выбрать способ регистрации

Для начала определимся со способом регистрации: от этого будет зависеть, в каком виде понадобятся документы. Их больше шести, но рассмотрим самые популярные.

Личная подача. Делается в отделении налоговой, привязанной к адресу прописки или временной регистрации. Понадобится только пакет документов. Если заявление заполнено правильно и нет оснований для отказа, через три рабочих дня документы о регистрации отправятся на почту. Недостатками здесь могут быть неудобное расположение налоговой и очереди. И госпошлина, которую с 1 января 2019 года отменили почти у всех остальных видов подачи.

Подача через МФЦ. То же, что и личная, но отнести документы нужно не в налоговую, а в многофункциональный центр предоставления государственных услуг. Обычно центры расположены ближе налоговой. Но из-за посредничества процесс, скорее всего, займёт пять дней.

Что выбрать: ИП или ООО

Подача через представителя. Часто подача через представителя — это услуги регистратора. То есть будущий предприниматель передаёт паспортные данные специальным компаниям, оплачивает их услуги, нотариально заверяет заявление и копию паспорта, а через несколько дней получает готовый пакет документов. Занимает минимум времени, но требует дополнительных расходов.

Подача через госуслуги. В этом случае нужно только заполнить заявление на сайте госуслуг и подписать его квалифицированной электронной подписью. Подпись покупается отдельно, но пригодится для электронного документооборота в будущем. Ещё один существенный нюанс — регистрация на госуслугах занимает пару недель.

Электронная подача в налоговую. Можно отправить документы в электронном виде напрямую в налоговую. Для этого также понадобится электронная подпись.

Подача по почте. Обычно этот способ выбирают, если нет возможности зарегистрировать ИП иначе. Нужно распечатать и заполнить заявление, сделать копию паспорта, заверить документы у нотариуса и отправить письмом с объявленной ценностью и описью вложения. С 1 января 2019 года регистрация ИП через МФЦ, представителя, госуслуги и сайт налоговой бесплатна

Шаг 2. Подобрать коды ОКВЭД

Выбор кода ОКВЭД-2 напрямую связан с будущей деятельностью. Если она не совпадает с выбранным кодом, могут оштрафовать на 5 тысяч рублей.

Например, предприниматель Игорь хочет ремонтировать компьютеры, но ошибся при выборе кодов и вписал в заявлении код 95.24 — ремонт мебели. Рано или поздно начнётся проверка, и Игорю выпишут штраф.

Один код нужно указать как основной, он должен соответствовать той деятельности, с которой ожидается больше всего дохода. Остальные часто выбирают с запасом: если бизнес будет расширяться, или предприниматель захочет добавить новые услуги.

Стоит заранее выбрать подходящие коды в классификаторе.

Шаг 3. Выбрать систему налогообложения

Если вместе с заявлением на регистрацию ИП не подать уведомление о выборе системы налогообложения, налоговая установит ОСНО. Предприниматели редко используют эту систему из-за обязательного ведения бухгалтерии и большой налоговой нагрузки.

После регистрации у предпринимателя есть 30 дней, в течение которых он должен отнести уведомление о смене системы в налоговую.

Шаг 4. Подготовить документы

Основной документ при регистрации ИП — заявление Р21001. Стоит внимательно отнестись к его заполнению, потому что самая распространённая причина отказа в регистрации — ошибка в заявлении.

Первая и вторая страницы отведены под паспортные данные.

На листе А нужно указать коды деятельности. Основной вписывается в первую строчку, остальные ниже. Можно заполнить все свободные ячейки, но это вызовет подозрения. Стоит оценить потенциал бизнеса и добавить необходимые коды. Перечень можно дополнить и изменить, если потребуется.

На листе Б указывается номер телефона и электронная почта. С 28 апреля 2018 года регистрационные документы отправляются только в электронном виде на почту. Бумажные выдаются по запросу.

Поля под подпись и ФИО заполняются от руки при подаче заявления.
4 цифры
минимальная длина кода ОКВЭД при заполнении заявления

Кроме заявления понадобятся:
            1. Копия паспорта.
            2. Квитанция об уплате пошлины.
            3. Уведомление о переходе на выбранную систему налогообложения, если не интересует ОСНО.
            4. Доверенность, если документы на регистрацию подаются через другого человека.

Шаг 5. Уплатить госпошлину

С 1 января 2019 года платить пошлину нужно только при личной подаче и через почту. Доступно два способа, для них понадобится сайт налоговой.

Оплата в банке. Для оплаты через банк понадобится квитанция, которую сформирует сайт налоговой после заполнения необходимой информации. Нужно её распечатать, поставить подписи, отнести в банк и оплатить.

Оплата через интернет. После заполнения информации о плательщике нужно выбрать сервис или банк, через который планируется оплата. По завершении на почту придёт квитанция.
Важно
При подаче документов через МФЦ нужно выбрать подходящий вид платежа

Шаг 6. Подать документы в налоговую

Когда документы заполнены и собраны, можно подавать в налоговую одним из шести способов.

Подача бесплатна через МФЦ, представителя, госуслуги и сайт налоговой. Подойдёт даже тем, кто регистрирует ИП не по прописке.

Уплачивается пошлина при личной подаче или через почту.

Шаг 7. Получить документы о регистрации

Срок регистрации ИП — три рабочих дня. При подаче через МФЦ и почтой — дольше. После регистрации предприниматель получает:
            1. Свидетельство ОГРНИП.
            2. Лист записи ЕГРИП.
            3. Свидетельство о постановке на налоговый учёт (если систему налогообложения выбрали до регистрации и написали уведомление).

По умолчанию все документы отправляются в электронном виде на почту, поэтому поле для электронного адреса в заявлении обязательно к заполнению. Чтобы получить их в бумажном виде, надо написать запрос.

Раньше предприниматель сам подавал документы в ПФР и ФСС после регистрации. Сейчас это делает налоговая.

После регистрации

Если во время регистрации не была выбрана система налогообложения, то у предпринимателя есть 30 дней с момента выдачи документов на переход. Это делается также через налоговую.

Если вид деятельности предполагает безналичный расчёт или заключение договоров с компаниями на сумму больше 100 тысяч рублей, стоит открыть счёт в банке. Но законодательство не предполагает обязательного открытия счёта для ИП.

Для безналичного расчёта понадобится кассовый аппарат, подключённый к интернету. С 1 июля 2019 года использование онлайн-касс обязательно для всех. Перед использованием кассу нужно зарегистрировать.

Если выбранные коды деятельности подразумевают лицензирование, то после регистрации также нужно получить разрешение. Оно нужно, например, таксистам или службам охраны.

вкратце

Регистрация ИП в 7 шагов:

1. Выбрать способ регистрации: подать лично, через МФЦ, представителя, по почте, в электронном виде через госуслуги или сайт налоговой.

2. Подобрать подходящие коды ОКВЭД.

3. Определиться с системой налогообложения. Но можно сделать это и после регистрации.

4. Заполнить заявление, сделать копию паспорта.

5. Уплатить пошлину, если подача личная или по почте. Сохранить квитанцию об уплате.

6. Подать пакет документов в налоговую.

7. Получить свидетельство ОГРНИП и лист записи ЕГРИП.

Поделиться